Номинация "Урок с использованием АРМ учителя или интерактивной доски"

Бабкова Елена Леонидовна

ГОУ СОШ №728

учитель биологии

7-8 класс

УРОК ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ

 

ТЕМА: ДЕЙСТВИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ, ВРЕД КУРЕНИЯ.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщить, углубить знания о вреде курения, о разрушающем действии курения на организм, об истории появления табака, о болезнях, которые появляются в результате курения.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжить вести антиникотиновую пропаганду, затронуть чувства, пробудить эмоции, заставить задуматься, вызвать резкое негативное отношение к курению, оказать эмоциональное воздействие на сознание учащихся, повлиять на выбор профессии.

 

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Продолжить развивать умения, навыки анализировать, обобщать, делать выводы, мыслить и передавать их.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы «Кровеносная система», «Органы дыхания», «О вреде курения», «Рак легких», «Болезни гортани» и т/п. Выставка рисунков о вреде курения. Компьютер, проектор, компьютерные презентации детей.

 

ХОД УРОКА:

 

Вводное слово учителя.

 

КУРЕНИЕ -  это личное дело? Это дело государственное, социальное. Наше государство, наша страна постоянно уделяет внимание охране здоровья народа. В Конституции сказано: «Граждане имеют право на охрану здоровья». Ведь ценность человека, как труженика определяется его работоспособностью, устойчивостью  к болезням. Каждый обязан сознательно относиться к своему здоровью, вести разумный образ жизни, избегать вредных для здоровья привычек, таких, как курение.

 

Не только у нас в стране ведётся борьба против курения, но ив других странах. В США курение стало привычкой дурного тона. В Бельгии курение карается штрафом. В других странах проходят демонстрации в защиту некурящих людей. Вот какой размах получила антиникотиновая пропаганда. Сейчас мы поговорим об истории появления табака, о вреде курения.

 

КАК ТАБАК ЗАВОЕВАЛ МИР

 

На сцене стол. Непринуждённо беседуя, выходят француз, англичанин, итальянец, русский. Француз курит трубку. Садятся.

 

Англичанин. Джентельмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? Так  например, у нас в Англии был в своё время указ, в котором говорилось: «Уличённых в курении водить по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площади».

 

Француз. О, ужас! Казнить! И из-за чего! Из-за табака! Мне, например, совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль, и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».

 

Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.

 

Француз. В Париже табак быстро вошёл в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнёс табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.

 

Англичанин. Ну, а что скажет гость из России?

 

Руссий. У нас считали, что это богомерзкое зелье служит развращению нравов и губительно для здоровья.

 

Итальянец. Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году произошёл по вине курильщиков?

 

Русский. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казней, чтобы ни где табак у себя не держали и табаком не торговали». И за то, тем людям чинить большое наказание…».

 

Англичанин. Видимо даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!

 

Русский. Господа, господа! Вы, видимо, забыли, что царь Пётр Алексеевич именно у вас, в Европе, пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на курение в России. В царствование Екатерины II стали специально разводить табак в малороссийских землях.

 

Итальянец. Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?

Русский. Да уж во всяком случае, не из России!

 

Англичанин. Да и в нашем королевстве с его туманами и дождями вряд ли вырастит табак.

 

Итальянец. Сколько помню себя, его выращивают у нас в Италии.

 

Француз. Нет, нет! Табак в Европе пришелец. Знаменитый Колумб привёз его в Испанию в 1496 году как заморскую диковинку. Вот что писал Колумб после путешествия: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, которые шли с горящими головешками в руках и травой, дым, которой они пили. Иные несли одну большую сигарету из травы и при каждой остановке зажигали её, затем каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри».

 

Англичанин. Да, да! Я вспомнил! В Испании табак по началу выращивали как декоративное растение, а потом он перешёл в разряд лекарственных средств.

 

Русский. Вполне понятно. В Европе в то время свирепствовала чума, медицина была бедна лекарствами и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нём исцеление. Но…

 

Итальянец. Более того! В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком случае, нервным, ослабленным и истощённым людям курить нельзя.

 

Англичанин. Да так уж табак вреден?

 

Француз. Думаю что нет. Вот я курю всю жизнь, и как видите весел и здоров.

 

Итальянец. Курите, курите! Не долго осталось…

 

Русский. И всё-таки табак – вредная штука.

 

Француз. (К залу). Давайте спросим у них. Пусть разрешат наш спор.

  

(Англичанин и француз обращаются к залу и задают вопросы. Русский и итальянец комментируют ответы зрителей. За правильные и полные ответы учащимся вручаются копии эмблемы вечера. После этого все четверо уходят.).

 

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНИКАМ, СИДЯЩИМ В ЗАЛЕ:

 

1.     Какой вред оказывает курение на органы человека (укажите конкретно)?

2.     Почему у курильщиков желто-землистый цвет лица?

3.     Почему курящие часто кашляют и отплёвываются?

4.     Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?

 

 ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

 

1.     Ведущий: Вы можете узнать, курит или не курит человек, стоящий рядом с Вами?

 Ответ:

У курильщика волосы пахнут дымом, у него «прокуренные» жёлтые зубы, жёлтые пятна на пальцах, табачный запах изо рта, морщины на лице, мутные глаза. Никакие лосьоны, шампуни, маски и другие косметические процедуры не помогут стать привлекательнее. Кожа рук сухая.

  

2.     Ведущий: Почему у курильщиков желто-землистый цвет лица?

 Ответ:

Компоненты табачного дыма (двуокись серы, окись азота, токсические металлы, ртуть, свинец, мышьяк, кобальт) растворяются в поте лица, образуя токсичные растворы, кислоты, щёлочи. Они разрушают её поверхностный слой, в результате на коже появляются микротрещины, кроме того, твёрдые частицы табачного дыма (копоть, смолы, в состав которых входят красящие вещества) задерживаются в порах и пропитывают кожу, придавая ей желтовато-землистый оттенок. Кожа теряет эластичность, упругость, свежесть.

  

3.     Ведущий: Почему курящие так часто кашляют и отплёвываются?

 Ответ:

Из табачного дыма аммиак превращается в органах дыхания в нашатырный спирт, повышается секреция оболочки дыхательных путей, выделяется слизь, табачный дёготь на стенках воздухоносных путей накапливается (а также в альвеолах) и выделяется при кашле с сероватой мокротой.

  

4.     Ведущий: Почему у курящих хриплый голос?

 Ответ:

Табачный дым раздражающе действует на голосовые связки, снижается их эластичность, от этого изменяется тембр голоса.

 

5.     Ведущий: Сколько ядовитых веществ в табачном дыме?

 Ответ:

В табачном дыме ядовитые вещества бензин, синильная кислота, полоний, сажа, сероводород, аммиак,  окись углерода и др.

  

БОТАНИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ТАБАКЕ

 

1.     Выступающий

Табак – многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Ближайшие родственники табака – картофель, баклажаны, перец, ядовиты растения – белена, дурман, белладонна. Родина табака – тропическая Америка. В табаке и табачном дыме содержится около пятидесяти вредных для организма человека веществ. Одним из них является никотин.

(Во время музыкальной паузы ассистенты выносят на сцену два небольших стола и два стула. За столами –  ведущие рубрики «Правда, о никотине». )

 

ПРАВДА О НИКОТИНЕ

 2.     Выступающий

Когда был открыт никотин и изучено его пагубное действие на животных, врачи решили испытать его воздействие на себе. Два молодых доктора приняли по 2 миллиграмма никотина. Сохранилось описание этого опыта: «Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение в горле. Затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щёткой. Через десять минут наступила сильная слабость и вялость. Не было сил держать прямо голову, лицо побледнело, черты его исказились, руки и ноги стали холодными как лёд. Оба врача были на грани обморока. В начале второго часа начались судороги во всём теле. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже неделю спустя».

  

Кроме никотина в табачном дыме содержится ещё около 80 веществ, которые считаются крайне опасными для организма: бензин, синильная кислота, радиоактивный полоний – 210, сажа, сероводород, аммиак, окись углерода и другие.

( Музыкальная заставка. Меняются ведущие: за столом ученики, представляющие рублику «Курение и здоровье». На столах муляж сердца и головного мозга человека, рядом на стойках – таблицы с изображением органов дыхания. )

 

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

 

3.     Выступающий

Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно, наиболее интенсивно – последнее десятилетие.

 

Выяснилось:

1.     Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.

2.     Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщился к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.

3.     Страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет.

 

Рассмотрим влияние курения только на дыхательную, кровеносную, и нервную системы.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички клеток, выстилающих стенки носовой полости, трахеи, бронхов, вследствие чего в лёгких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Лёгочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается  насыщение крови кислородом. 80 % курящих страдают лёгочными заболеваниями в той или иной форме. Примечательно, что у курящих подростков объём грудной клетки на 25 % меньше, чем у некурящих.

После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25-30 минут. Поэтому у человека, курящего систематически, сосуды находятся в постоянно суженном состоянии. Это значит сердце у него всё время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее выходит из строя. Вот модель сердца человека. Эти артерии, которые называют коронарными. Они снабжают кровью само сердце. Сужение их особенно опасно, так как нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, возникает омертвление сердечного участка – инфаркт. По статистике, у людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек – две, 67 пачек – три!

Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, несообразительны, ленивы. В Московских школах провели сравнение текущих и итоговых оценок 535 курящих учеников по сравнению с оценками некурящих школьников. Наибольшее число неуспевающих было в тех классах, где были курящие ученики. Почему это происходит?

 

Во-первых, никотин содержащийся в табачном дыме и ядовитые вещества нарушают (пагубно влияют на)  общее состояние организма.

 

Во-вторых, угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.

 

В-третьих, изменяется поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая лишь о том, как он на перемене сделает желанную затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят по коридору во время перемен. Они проводят свой отдых в облаках табачного дыма. Ясно, что кроме раздражительности, головной боли, быстрой утомляемости, такой отдых ничего дать не может.

 

( Во время музыкальной паузы ассистенты убирают сцену, затем появляются три ведущих рубрику «Статистика, статистика, статистика».)

 

СТАТИСТИКА

 

Выступающий

 

У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно  120-130 ударов в минуту, а у курящих – до 180 и более!

 

Никотин подстёгивает сердце, заставляет его учащённо работать: сердце курильщика сокращается в сутки лишних 20-25 тысяч раз!

 

Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут!

 

У курящих, рак лёгких возникает в 20 раз, чаще чем у некурящих!

 

Во время преодоления перевала на Памире, на высоте 5 тысяч метров, с одним из альпинистов случился обморок. Он был единственным курильщиком в этой группе!

 

Среди космонавтов нет ни одного курящего!

 

У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12 %, после двух – на 14,5 %!

  

Не курят Карпов, Каспаров, Ботвинник, Смыслов, Спасский …

Русский шахматист, чемпион мира Алехин, считал курение одной из причин неудач видных шахматистов на турнирах.

 

В Ницце ( Французский курортный город ) проводилось «соревнование» среди отдыхающих – кто больше выкурит сразу сигарет. Победитель – он выкурил 52 сигареты – похоронен на местном кладбище, второй и третий призёры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

 

( В зале гаснет свет )

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

 

ВОПРОСЫ (ОБРАЩЕНИЕ) К КЛАССУ

 

1.     Что вы нового узнали о курении?

2.     Какие факты вас поразили и вызвали чувство отвращения к курению?

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ БОЛЕЗНЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫЗВАНЫ КУРЕНИЕМ:

 

Лейкоплакия       –  предраковое состояние слизистой оболочки рта.

 

Стенокардия        –  возникновение  спазма сосудов,  сопровождающиеся  

                                    болью.

Акроцианоз          –  покраснение  кончика носа,   ушной раковины, щеки,

                                    синюшная кожа кистей, стопы.

Энтероартериит  –  или   « сухая гангрена ног »    или    « перемежающая

                                    хромота » - омертвление тканей ног.

Рак кожи              –  действует   на   кожу   бензпирен,    содержащийся   в

                                   табачном дыме.

 

Мутации в женских половых клетках; вызывающие различные болезни.

 

СТАТИСТАКА

Больных сердечно-сосудистой системой среди курящих – 60 %.

Из 5 тысяч жителей у 13 % стенокардия среди курящих, 1% среди некурящих.

Из больных раком  33% – это те, кто  выкурили 500 тысяч сигарет, 20 % – это те, кто  выкурили 200-300 тысяч сигарет  (1,3% - никогда не курившие люди).

  

В течение ряда лет учёные проводили наблюдения на 200 курящими и 200 некурящими школьниками.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ 

 

 

курящие

некурящие

1.

Нервные

14

1

2.

Понижении слуха

13

1

3.

Плохая память

12

1

4.

Плохое физическое состояние

12

1

5.

Плохое умственное состояние

18

1

6.

Нечистоплотность

12

1

7.

Плохие отметки

18

1

 

 

А сейчас результаты анкетирования.

 

1. Курят ли родители?

13 – да, 13 – нет

 

2. Пробовал ли курить?

16 – да, 10 – нет

 

3. Понравилось ли?

13 – нет,  3 – да

 

4. Собираетесь ли курить в будущем?

21 – нет,  4 – не знаю

 

5. Нравится курящая девушка?

19 – нет,  3 – обожают

 

6. Хочешь дружить с курящей девушкой?

20 – нет,  3 – да

 

 

ВЫВОД: НЕ КУРИТЬ!

 

Давайте обоснуем высказывания великих людей о вреде курения.

 

1. «От курения тупеешь».  Гете

 

2. «После того, как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настроения» А.П.Чехов

 

3. «Курение – медленное самоубийство»

 

4. Как бросить курить?

Чтение статей, заметок.

 

5. Вот стихотворение Маяковского «Я счастлив».

 

ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ

В приобщении к табаку курильщик проходит обычно три стадии.

Первое знакомство с сигаретой останавливает, как правило, неприятное впечатление. Дело может закончится легким отравлением.

 

Но табак – наркотик, и постепенно отвращение к табаку пропадает, курильщик даже может испытывать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм. Это вторая стадия длится она недолго.

 

Третья стадия – курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия табак приносит и много неприятностей. Большинство учащихся старшего возраста начинают серьёзно заниматься спортом. Они хотят стать сильнее, красивее, выносливее. Вот почему все курящие 8-10 классов нашей школы в личной беседе выразили горячее желание бросить эту пагубную привычку. Ведь после нескольких лет курения, даже у молодых, ухудшается здоровье – появляется кашель, боли в груди, затруднённое дыхание.

 

К нам в школу приходят наши бывшие выпускники – курсанты военных училищ. Они рассказывают о большой физической нагрузке, которую им приходится испытывать. Не все выдерживают. Одна из причин – курение в школьные годы. Каждый мальчишка, каждый юноша стремится воспитывать в себе человека сильного, ловкого, смелого, и духовно богатого. Но едва ли это достижимо для тех, кто с юных лет подрывает своё здоровье курением.

 

Всё вышесказанное относится и к девочкам. Курение – причина того, что кожа становится мене эластичной, лишается приятной свежести, слишком рано покрывается морщинами. Вдыхание табачного дыма приводит к развитию воспалительных явлений в дёснах, зубы приобретают желтизну, разрушаются, изо рта исходит неприятный запах. Едва ли это способствует

привлекательности, к которой стремится каждая женщина. Начиная курить, «балуясь» сигаретой из-за тщеславного желания казаться взрослыми, не понимая огромного вреда курения, девушки быстро усваивают эту вредную привычку, гораздо легче и быстрее, чем юноши. А отказаться от нее далеко не всем удаётся. Кроме того, необходимо помнить, что каждая девушка – это будущая мама, курение очень плохо может сказаться на её потомстве. Какой же вывод? Он прост – ЛУЧШЕ НЕ НАЧИНАТЬ!

А уж если начал – СКОРЕЕ БРОСИТЬ!

  

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Чумаков Б.Н. – Валеология, Москва 1997 г.

2.     Буянов М.И. – Размышления о наркомании, Москва 1991 г.

3.     Смирнов В.Б – Наркомания – знак беды, Москва 1987 г.

4.     Журнал «Биология в школе» 1997 г. № 4, 5, Наркомания.

5.     Журнал «Биология в школе» 1996 г. № 10, О вреде курения.

6.     Кузьмин В.Д. – Курение на наше потомство, Москва, Советская Россия 1984 г.

7.     Газетные статьи о вреде курения и наркотических веществ.

8.     Дмитриев М.Т.  –  Гигиеническая оценка табачного дыма,   Москва 1984 г.

9.      Беляев И.И. –   Табак – враг здоровья, Москва 1989 г.

10.    Журнал «Биология в школе» 2005-2009 г.

 

Хостинг от uCoz